ПАМЯТНИК АРХИТЕКТОРУ ЛЕ КОРБЮЗЬЕ

Работу создал член-корреспондент Российской академии художеств, скульптор Андрей Тыртышников.

В центре Москвы открыли памятник знаменитому французскому архитектору Ле Корбюзье. Монумент установлен рядом со зданием бывшего Центросоюза (Мясницкая, 39), возведенным по проекту Ле Корбюзье в 1928-1936 годах. Теперь в здании располагается Росстат.

Открытие монумента состоялось 15 октября в рамках Международной специализированной выставки по сохранению, реставрации, использованию и популяризации культурного наследия "Denkmal Москва".

Композиционно памятник Ле Корбюзье представляет собой портретную фигуру архитектора. Это образ творца, вдумчиво созерцающего рисунок проекта, который ему так и не довелось воплотить в жизнь.Над памятником работали скульптор, член-корреспондент Российской академии художеств Андрей Тыртышников и архитектор, член Московского союза художников Антон Воскресенский.

Скульптор Андрей Тыртышников пояснил: "Ле Корбюзье сидит на стуле, начерченном в воздухе, спиной к зданию "Центросоюза". Архитектор смотрит на чертеж "Лучезарного города" - амбициозного утопичного проекта, предложенного сначала для Парижа, а потом и для Москвы. Чертеж является символом неосуществленных проектов. Стул - символ утопизма его идей. Реальная, "академичная" лепка фигуры Ле Корбюзье показывает человечность гения архитектуры. Он не парит над всеми, а живет среди нас".

Шарль Эдуард Жаннере, более известный под именем Ле Корбюзье (1887-1965) - один из наиболее значимых архитекторов XX века, внесший большой вклад в развитие современной архитектуры. Здания по его проектам построены по всему миру - в Швейцарии, Франции, Германии, США, Аргентине, Японии, Индии, Бразилии и России. Пионер модернизма. Свои идеи воплотил в трех проектах для Москвы: здании бывшего Центросоюза, Дворце Советов и проекте развития города, известного под названием "Лучезарный город".«Самым великим» и «самым нелюбимым архитектором» XX века называли Ле Корбюзье ещё при жизни. Корбюзье - революционер, перевернувший основы архитектуры прошлых веков, ставший одним из основоположников современных течений. Здания по его проектам построены по всему миру, и каждое становилось манифестом авангарда. Он верил, что рациональное преображение структуры города и жилища способно усовершенствовать общество. В Москве можно увидеть только одно здание, спроектированное Ле Корбюзье, - дом на Мясницкой улице. Сегодня там был открыт памятник великому архитектору.

Перед открытием памятника Ле Корбюзье публика гадала – будет ли французский архитектор изображен в своих знаменитых круглых очках, с которыми, судя по фотографиям, не расставался.«В очках и в бабочке. Если посмотреть фотографии, он -  человек, который, можно сказать, на это обращал очень тщательное внимание – подбирал костюм, завязывал сам бабочку – над этим образом пришлось работать и видеть, что по-другому его никак не изобразишь», - объяснил автор .Памятник на Мясницкой – результат 11-летней работы. Тогда были готовы эскиз и идея. Это был дипломный проект ещё выпускника Суриковского института. Он неоднократно его перерабатывал, изучал архивы, окончательный вариант подготовил вместе с архитектором Антоном Воскресенским. В основе принципы мастера – планировка идеального города от самого Ле Корбюзье, который созерцает её с постамента, к слову, постамент этот, словно на висящей консоли, – тоже один из приёмов знаменитого француза.

В Москву он приезжал несколько раз, но построил только одно здание - Центросоюза, ныне Росстата.«Здание, как большой парящий объём на колоннах, то есть уже тогда этот гениальный архитектор предвидел, что городская среда должна быть проницаемой, и внутри под зданием можно проходить», - рассказывает руководитель Департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов.Панорамное остекление, свободные планировки, необработанный бетон, блоки, которые держат лишь колонны, сегодня - обыденность, в 20-е-30-е годы прошлого века - революция в архитектуре. Но сам Ле Корбюзье остался не доволен, даже отказывался от авторства.«В советское время посчитали большим излишеством двойное остекление. Но двойное остекление позволяло воздушную прослойку делать, как в термосе, и получался вентилируемый фасад, который регулировал микроклимат в здании. С панорамным остеклением было проведено отопление, которое не было предусмотрено по проекту. Его это шокировало», - отмечает архитектор, член Московского союза художников Антон Воскресенский. Новаторские идеи Ле Корбюзье перевернули представление о городской архитектуре и повлияли на целое поколение советских архитекторов. 

Сегодня этот памятник - символ культурного диалога России и Франции, который под влиянием политической конъюнктуры переживает не лучшие времена.